пословицы и поговорки калмыцкие

пятница, 15 июля 2011 г.

Меры по развитию калмыцкого языка

На земле насчитывается 6900 языков. С развитием коммуникаций количество живых языков сокращается со средней скоростью 1 язык в две недели, на 40 наиболее распространенных языках говорят около 2/3 населения Земли. Больше всего людей говорят на китайском, хинди, английском.
Вместе с тем, существуют и языки малых народов их меньшинство, порядка 2400 языков мира находятся под угрозой вымирания и большая часть из них вымрет к концу века.
Данные языки исчезают в первую очередь потому, что их носители вступают в тесный языковой контакт с более сильной языковой средой.
Итак, для того чтобы язык сохранялся по мнению представителей Юнеско требуется около 100 тысяч носителей.
Для сравнения калмыков в мире насчитывается порядка 200000 человек, из них на территории Калмыкии проживают порядка 180 тысяч калмыков. (данные переписи 2002 года).
Отсюда вывод, что основное условие в принципе соблюдаются даже в условиях Калмыкии, кроме того, калмыки считаются действительно титульной нацией в республике преобладание над русским населением порядка 8- 10 %.

По мнению, профессоров Казанского государственного университета, в первую очередь для сохранения языка необходима популяризация его среди населения!!! Целый комплекс адекватных мер необходимо принять для обеспечения технической и учебной литературой, материалами массового распространения (книги, пресса и т.п.).

Вместе с тем, язык может иметь письменность и изучаться в школе, но он будет страдать от недостатка качества информационных и языковых ресурсов (сюда же я отношу и устаревшие учебники и устаревшие методики преподавания калмыцкого в школах, ориентированные на людей уже знакомых языком, коих значительное меньшинство) (ссылка также описывается языковая ситуация в Калмыкии - http://www.strana-oz.ru/?numid=23&article=1043 )

Прежде всего необходимо провести полноценный анализ состояния калмыцкого языка в Калмыкиипо всем районам (ранее таковые проводились по отдельным районам РК).
Общеизвестно, что от того насколько хорошо владеют языком дети и зависит будущее языка. (согласно статистике ирландцев в мире миллионы, однако постоянно разговаривающих на ирландском порядка 65 тысяч человек и поэтому он включен Юнеско как язык находящийся под угрозой вымирания, вместе с тем, гунибхский язык  в Дагестане имеет всего около 600-700 человек носителей постоянно разговаривающих на родном языке, однако входит в группу относительно безопасных языков, так как процент владеющих языком детей превышает 70 %).
Именно, 70 % детей отправная точка. Если менее 70 % детей владеет родным языком значит он уже находится под угрозой вымирания.
Собственно говоря даже не имею под рукой анализа состояния калмыцкого языка в Калмыкии, не вольно задумываешься о том, что ведь у нас дома почти на нем не говорят, в общественных местах живую калмыцкую речь едва ли услышишь….
Все идет к тому, что ситуация языковая в Калмыкии придет (либо уже в принципе и сейчас существует) к severely endangered language (согласно Юнеско), при которой самыми молодыми носителями являются бабушки и дедушки и старше.
Анализируя данное, представляется, что калмыцкий язык был упущен в период репрессий Сталина, соответственно это три поколения назад, естественно исчезал он не сразу, а переходил из одного состояния в другое (на это влияло и не привлекательность языка молодежи, (так называемая «не престижность языка», сильное влияние русского и др.).

Однако как говорится спасение утопающих дело рук самих утопающих… РФ сильно тормозит с принятием хартии Юнеско по языкам малых народов, целенаправленная языковая политика по сохранению языков национальных меньшинств не проводится, деньги на эти цели не выделяются, вобщем все пущено на самотек, более того возможно кому-то это и выгодно.

Итак первоочередные меры по сохранению языка должны включать (по мнению профессоров Казанского госуниверситета):

1.Развитие литературы (учебной и другой), поддержка молодых талантов, занимающихся изучением родного языка, писателей, поэтов и др.

2. Активное внедрение языка в СМИ, повседневное общение.

3. Популяризация культуры в целом, которая может стать толчком «вторым дыханием» родного языка.

4. Прежде всего разработка адекватных мер, которые соединяли бы вышеуказанное и претворялось бы целевой республиканской программой (естественно при этом должна воплощаться в жизни, а не оставаться на бумаге).

5. Активно поощрять детское творчество, популяризировать детям родной язык.

6. Естественно общаться на родном языке, начать с дома, преодолеть стеснение.


Конечно все вышеуказанное осуществимо лишь при большом желании, наличии инициативных людей, стремлении к познанию и ОСОЗНАВАНИЮ СВОИХ КОРНЕЙ.
Начните с малого, дома спойте малышу не русскую колыбельную, а песенку на калмыцком языке, займитесь самостоятельным изучением языка (любое учение это прежде всего самоучение).

Комментариев нет:

Отправить комментарий